Частота наушников какая лучше


Основные характеристики наушников

При выборе наушников, в первую очередь, необходимо обратить внимание на импеданс (сопротивление) и амплитудно-частотные характеристики (АЧХ), но об этом чуть позже — начнем разбирать параметры головных телефонов по порядку.

Назначение

Выделяют две основные группы наушником по назначению: профессиональные и потребительские.

Мониторные (студийные) – профессиональные наушники обладают высокими параметрами АЧХ, которые напрямую влияют на детализацию звука, что позволяет звукорежиссёру работать с аудио, как есть, и устранять все искажения записи.

Потребительские – наушники бытового назначения, зачастую с искаженной АЧХ – усилены басы, высокие или выделена середина.

Тип подключения

По типу подключения наушники делятся на проводные и беспроводные.

Проводные – в качестве подключения используется экранированный кабель, оснащенный специальным коннектором: jack 2.5 / 3.5 / 6.3 мм.

Беспроводные – связь наушников с источником аудиосигнала осуществляется посредством радиоканала или Bluetooth-соединения.


При выборе наушников уделите внимание длине кабеля, наличию переходника jack 2.5 => 3.5 мм. В случае беспроводного соединения, лучше отдать предпочтение радио-интерфейсу, что обеспечит большую дистанцию удаления от точки подключения, свыше 10 метров.

Наушники: выбор и характеристики

Звуковая схема

На данный момент, в продаже представлен широкий ассортимент наушников с поддержкой различных звуковых схем:

  • 1.0 — монофонические,
  • 2.0 — стереофонические,
  • 2.1 — стереофонические с поддержкой 1-го низкочастотного канала,
  • 5.1 — многоканальные — пять каналов плюс один канал сабвуфер,
  • 7.1 — многоканальные — семь каналов плюс один канал сабвуфер.

Тип конструкции

По типу конструкции наушники подразделяются на:


  • внутриканальные (вакуумные) – вставляются непосредственно в слуховой канал,
  • вставные (вкладыши) – помещаются в ушную раковину,
  • накладные – располагаются поверх уха,
  • полноразмерные – охватывают ухо целиком, при этом существуют в двух вариантах:
    • закрытого типа – внешние звуки не проходят,
    • открытого типа – звук пропускается через специальные отверстия.

Какой тип конструкции выбрать, решать вам. Все зависит от личных предпочтений и строения уха.

Наушники: выбор и характеристики

Тип крепления

Оголовье — применяется полуовальная пружинящая дужка, объединяющая непосредственно чашки наушников. Как правило, головные телефоны такого типа обладают возможностью регулирования высоты посадки самой дужки.

Затылочная дужка — чашки наушников объединяются специальной дужкой, которая располагается на затылке.

Клипса — наушники крепятся непосредственно на ушной раковине.

Без крепления — наушники внутриканального и вставного типа.


При выборе наушников с затылочной дужкой или наличием клипсы, стоит учитывать тот факт, что основная тяжесть наушников ложится на уши. Если вам нравятся наушники с оголовьем, убедитесь в надёжности узлов крепления основной конструкции с чашками головных телефонов.

Импеданс (электрическое сопротивление)

По импедансу наушники делят на низко- и высокоомные.

Низкоомные головные телефоны (до 100 Ом) применяют в потребительской области, они хорошо подходят для различных устройств, от телефонов до компьютеров.

Высокоомные наушники (свыше 100 Ом) требуют дополнительного усиления и применяются при работе с профессиональной аппаратурой.

Внимание! Не стоит использовать высокоомные наушники с низкоомными устройствами! Такие наушники будут звучать тихо.

Частотный диапазон

Один из важных параметров наушников. Человек различает звуки от 20 до 20 000 Гц. Потребительские наушники, как правило, имею диапазон от 18 до 16 000 Гц, головные телефоны профессионального уровня 5 — 60 000 Гц.

При выборе наушников следите за тем, чтобы частотный диапазон был как можно шире! У таких наушников улучшенные амплитудно-частотные характеристики.


Источник: 2hpc.ru

⇡#Способы крепления наушников на голове

Форма головы у всех разная, поэтому одна и та же модель наушников может идеально подходить для одного человека и быть совершенно неприемлемой для другого. Чтобы удовлетворить все запросы, конструкторы и дизайнеры придумали массу способов крепления наушников на голове любителя музыки.

Классический вариант — дуговое крепление, или «наушники с оголовьем». Дуга таких наушников огибает голову, прижимая к ушам чашки с излучателями.

Второй вариант — крюк. Наушники представляют собой два крюка, которые цепляются за ушные раковины, удерживая капсюль с динамиком напротив слухового прохода. Поскольку данное крепление использует тот же принцип, что и очки, такой вариант будет не очень удобным для тех, кто постоянно носит оправу.

Третий вариант ношения наушников — затылочная дуга. Похож на предыдущий, с той разницей, что крюки соединены легкой дужкой, проходящей по затылку.

Четвертый вариант — вкладыши. Это небольшие портативные наушники, которые обычно прилагаются к смартфону или к MP3-плееру. Они просто вставляются в ушную раковину и как бы лежат там. Этот вариант имеет много недостатков — наушники не прилегают плотно к ушному отверстию, поэтому качество передаваемого звука обычно страдает. Кроме этого, такой вариант крепления в ухе ненадежен — при активном движении они выпадают.


Существуют некоторые модификации вставных наушников. Одно из самых удачных решений, по нашему мнению, — конструкция Twist-to-fit от немецкого производителя Sennheiser. Этот вариант крепления позволяет наушникам не только лежать в ушной раковине, но и зацепиться за нее дополнительным элементом. Похожий вариант усовершенствования можно увидеть и у других известных производителей портативных наушников, например у BOSE.

Пятый вариант — внутриканальные наушники (их также иногда называют вакуумными наушниками). Этот тип портативных наушников обеспечивает поступление звука непосредственно в слуховой канал. Внутриканальные наушники имеют гибкий силиконовый наконечник (наподобие тех, что на фонендоскопе у врача) или специальную пену с эффектом памяти. Эти наконечники вставляются прямо в слуховое отверстие, буквально затыкая его. Для идеальной посадки внутриканальные наушники обычно поставляются с тремя парами сменных силиконовых вставок разного размера. Результатом такой плотной посадки является потрясающе высокая степень изоляции от внешних шумов. Подобные наушники можно даже использовать как беруши.

Однако у этой конструкции есть и свои недостатки. Во-первых, нагрузка на слуховой аппарат возрастает, и при длительном прослушивании на высокой громкости такими наушниками можно быстро «посадить» слух. Во-вторых, ушное отверстие не «дышит» и длительное ношение внутриканальных наушников может вызывать неприятные ощущения, такие как зуд кожи.


Наушники могут отличаться еще одной конструктивной особенностью — способом прилегания к голове. Так, например, модели, которые полностью охватывают уши человека, называются полноразмерными, или мониторными.

Наушники, которые просто прилегают к ушной раковине, называются накладными.

Портативными могут быть не только вставные или внутриканальные наушники. Модели с оголовьем тоже могут иметь складную конструкцию, а самые дорогие комплектуются удобным чехлом или даже кейсом для переноски.

⇡#Различия в конструкции чашек. Открытые и закрытые наушники

Прежде всего обращаем внимание на то, что все наушники делятся на два больших класса — открытые и закрытые. Эти слова следует понимать в буквальном смысле. Закрытые наушники не дают звуковым волнам выйти из чашек наушников. Корпус правой и левой чашки таких устройств не содержит никаких отверстий со стороны, не примыкающей к голове слушателя. Стенки чашек таких наушников обычно достаточно массивные, а материал, из которых они сделаны, часто обладает способностью гасить звуковые колебания. Как правило, закрытые наушники обладают заметно более высокой степенью пассивного шумоподавления.

В открытых наушниках где-нибудь на корпусе, обычно на обратной стороне чашек, можно увидеть сеточку из отверстий. Эти отверстия необходимы для того, чтобы звуковые волны распространялись так же, как в естественной среде, что способствует более реалистичному, правдоподобному звучанию наушников.


Характер звука в закрытых и открытых наушниках различается. Поскольку в закрытом корпусе звуковая волна многократно переотражается от стенок, нижний диапазон становится более напористым, что не соответствует номинальному звучанию аудиоматериала. Для музыкантов предпочтительнее работать в открытых наушниках, так как данная конструкция не искажает АЧХ и звучит более достоверно.

Наушники с закрытой конструкцией обычно имеют характерный сильный прижим чашек к голове, и далеко не всем это нравится. Такие наушники обладают намного лучшей звукоизоляцией по сравнению с открытыми. Из этого следует еще одно преимущество закрытой конструкции — слушателю в таких наушниках не слышно окружающих звуков, а окружающим не слышна музыка, направляемая в уши меломана. В открытых наушниках звуковые волны проходят наружу, поэтому громкая музыка будет вполне разборчиво «жужжать» для рядом стоящего человека.

Иногда можно встретить в продаже наушники полуоткрытого или полузакрытого типа — это наушники, конструкцию которых нельзя отнести ни к открытой, ни к закрытой. Обычно так называют открытые наушники с хорошим пассивным шумоподавлением.

⇡#Система активного шумоподавления

В недорогих наушниках используется один способ подавления внешних шумов — пассивный. Обычно он достигается за счет конструкции амбушюр — мягких вставок, смягчающих прилегание чашек наушников к голове. Однако у этого способа есть свои ограничения. Наушники с самым хорошим пассивным шумоподавлением имеют показатели 35-37 дБ.


Чтобы усилить эффект снижения окружающего шума, инженерами был придуман способ подавления нежелательных акустических колебаний аналогичными волнами с противоположной фазой. Наушники, в которых реализована данная идея, получили название «наушники с системой активного шумоподавления». Конструкция таких наушников содержит скрытый микрофон, который улавливает фоновый шум. Полученный сигнал обрабатывается электронным блоком устройства, и затем генерируется сигнал с перевернутой фазой. Излучаемый звук гасит фоновые акустические сигналы и позволяет снизить общий шум на 70-90%. Система активного шумоподавления даже в дорогих моделях отчасти портит исходный звук, ограничивая динамический диапазон модели. Тем не менее если вы любите слушать музыку в достаточно шумных местах, таких как метро, автобус, самолет, — подобная система придется весьма кстати.

Для ее работы используются элементы питания, которых хватает максимум на 3-4 дня беспрерывной работы. Технология активного шумоподавления не устраняет все шумы, она максимально эффективна лишь в определенном низкочастотном диапазоне (например, от 25 до 500 Гц).

⇡#Технические характеристики: на что обращать внимание

Наушники различаются и по техническим характеристикам. Относиться к цифрам и графикам на упаковке наушников слишком серьезно не стоит.
нные, которые предоставляет изготовитель наушников, рассчитаны в первую очередь на тех покупателей, которые при выборе ориентируются не на свои уши, а на «умные» цифры и пёстрые диаграммы. Доля правды в указываемых производителем параметрах есть, но нужно понимать, что частотные характеристики без указания коэффициента гармонических искажений ничего не стоят, а ровный график АЧХ совсем не гарантирует высокую детальность звука. Тем не менее, если вы хотите, чтобы ни один продавец-консультант не смог вам «навесить лапшу» и сплавить залежавшийся товар, в основных параметрах следует разобраться.

⇡#Частотный диапазон

Первое — частный диапазон. Чем шире его границы, тем лучше для качества звука. Для кого-то это утверждение не совсем очевидно. Более того, если начать размышлять над данным параметром, можно прийти к совершенно иному заключению: «Зачем переплачивать за слишком широкий частотный диапазон?»

Давайте вспомним учебник биологии — человек способен разобрать звук в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц. Это в самом лучшем случае, на практике слышимая область у многих куда уже. Многие перестают слышать уже частоты в 15 кГц и ниже. Однако производители аудиоустройств нередко указывают в характеристиках своих товаров частоты в два, три и более раз выше. Зачем?

Когда за слышимый предел выходят производители стационарной акустики, в этом есть определенный смысл. Дело в том, что теоретически человек ощущает обычный звук не только ушами, но и всем телом. Поэтому самые большие аудиофилы убеждены, что способны чувствовать музыку буквально костями. В ушной раковине же, как известно из того же учебника по биологии, к счастью, костей нет. Поэтому, если в наушниках указан диапазон, сильно выходящий за рамки слышимой частоты, «лишние» герцы не услышит даже аудиофил с очень хорошим слухом и очень чувствительными ушными хрящами.


И все-таки если на коробке с наушниками вы увидите цифры, которые выходят за пределы слышимой области, это хорошо. Это дает повод полагать, что драйвера (так называют динамики, излучатели звука в наушниках) не работают в граничном режиме и поэтому имеют достаточный потенциал, чтобы более точно, без искажений, передать слышимые частоты. Разумеется, проверить это наверняка можно только одним-единственным способом — надев пару наушников и послушав их.

⇡#Размер драйверов и мощность

Этот параметр мало о чем говорит. Многие производители любят гордо вынести на коробку цифры, скажем, 50 мм или 40 мм. Диаметр динамика — это его размер, и только. Подобный трюк рассчитан на обычный стереотип — большинство покупателей сознательно (или подсознательно) считают, что чем больше размер акустики, тем ее звучание лучше. Производитель словно старается сказать: «Видите, какие мы использовали огромные динамики? А представляете, какой крутой у них звук — при таком-то размере!»

У наушников Sony MDR-XB1000 диаметр динамика 70 мм!

На самом деле этот показатель зачастую лишен смысла. Мощность устройства — другое дело. Этот параметр определяет выходную мощность динамиков и влияет на их громкость. Чем выше мощность, тем ярче и сочнее звук — больше баса, точнее интерпретация. Но наушники с высокой мощностью (2000-3000 мВт) быстрее разряжают батарею вашего портативного устройства.

⇡#Чувствительность

Существует определенная категория пользователей, которая для описания звука употребляет слово «громко», например — «эти наушники играют очень громко». Несмотря на то, что ни один ценитель качественного звука не употребит это слово в разговоре об аудио, считая его дилетантским, определенный смысл в этом определении есть. За громкость звука отвечает такой параметр как «чувствительность». Чем он выше, тем звук сильнее (при одинаковой мощности). Наушники с чувствительностью 95-100 дБ и выше можно считать хорошими.

⇡#Сопротивление

Это довольно важный параметр. Если вы выбираете наушники для плеера, не лишним будет проверить, на наушники с каким сопротивлением он рассчитан. Как правило, портативное аудио предназначено для работы с низкоомными наушниками, которые имеют сопротивление 32 Ом. Но если подключить к плееру наушники с сопротивлением 300 Ом, это не означает, что вы не сможете услышать звук — просто они будут звучать тише. Высокоомные наушники используются редко, их сопротивление исчисляется килоомами.

⇡#АЧХ

Один из наиболее наглядных способов представления звучания наушников — с помощью графика амплитудно-частотной характеристики устройства (АЧХ). Обычно это — кривая, которая описывает передачу тех или иных частот наушниками. Чем меньше резких изгибов она содержит и чем дальше она простирается на графике, тем точнее наушники передают исходный аудиоматериал. По АЧХ любители баса могут сразу определить, подходят им эти наушники или нет, — в области низких частот должен находиться «горб». Чем выше расположен график, тем громче звучат наушники.

АЧХ наушников Beats by Dr. Dre Studio

Ровная АЧХ не является гарантией высокого качества звука. Это — лишь предпосылка думать о том, что звучание сбалансировано, то есть никакие частоты не заваливаются и не выпирают, не режут слух.

⇡#Коэффициент гармонических искажений

Коэффициент гармонических искажений — это, пожалуй, единственный параметр, который объективно свидетельствует о качестве звука. Если для вас важно высокое качество звучания, следите за тем, чтобы коэффициент гармонических искажений выбранной вами модели был менее 0,5%. Наушники с коэффициентом гармонических искажений более 1% можно считать посредственными.

Если на упаковке или на официальном сайте вы не нашли данной характеристики, это повод задуматься: возможно, производителю есть что скрывать. Далеко ходить не надо: популярная среди молодежи модель Beats by Dr. Dre Studio имеет коэффициент гармонических искажений 1,5% на частоте 1кГц.

С другой стороны, обращайте внимание на то, для какой частоты приведена данная характеристика. Коэффициент гармонических искажений непостоянен по всему частотному спектру. Поскольку область низких частот человеческое ухо слышит менее разборчиво, в НЧ-диапазоне допустимы гармонические искажения менее 10%, а вот в полосе частот от 100 Гц до 2кГц — не более 1 %.

⇡#Кабель

В описании наушников часто можно встретить термин «одностороннее/двустороннее подключение». Это означает, что конструктивно данные наушники выполнены таким образом, что провод подходит либо только к одной из чашек наушников, либо имеет Y-образную форму и подходит к обеим чашкам.

Наушники с односторонним подключением

Наушники с двусторонним подключением

Понятия «симметричный» и «несимметричный» кабель, как правило, имеют отношение к портативным вставным или внутриканальным наушникам. Конструкция наушников с симметричным кабелем означает, что провод имеет Y-образную форму. Несимметричный кабель позволяет забросить более длинный провод одного из наушников за шею. Такие наушники носить удобнее — когда они не используются, то просто висят на шее.

Кабель также может значиться в описании наушников как «плоский». Это означает, что провод наушников имеет форму телефонного кабеля, именуемого в народе лапшой. Преимущество плоского кабеля в том, что он не запутывается.

Провод на студийных наушниках может быть витым, то есть закрученным в спираль.

⇡#Провод может быть не нужен

Наушники не обязательно должны соединяться с источником звука проводом, существуют также беспроводные версии, которые могут работать дистанционно, без каких бы то ни было соединительных кабелей. Модели беспроводных наушников (за редким исключением) имеют более низкое качество звучания, что объясняется потерями при передаче сигнала в радиоэфире, а иногда и компрессией данных.

Беспроводные наушники работают от встроенных в корпус источников питания, срок службы которых обычно составляет от нескольких часов до нескольких суток. Источником передачи сигнала является база. База может представлять собой стационарную док-станцию, подключаемую к любому линейному входу, либо портативный модуль, подсоединяемый к любому аналоговому источнику звука или к USB-порту.

Беспроводные модели используют три основных способа передачи сигнала — по радио, посредством инфракрасного порта, а также через Bluetooth. При передаче по радиочастотам звук неизбежно сопровождается эфирными помехами. Вариант с инфракрасным портом — вчерашний день, устаревшая технология, которая требует от слушателя, чтобы его датчик-приемник на наушниках находился в зоне прямой видимости передатчика. Беспроводные наушники, использующие технологию Bluetooth, имеют сравнительно небольшой радиус действия, порядка десяти-двадцати метров, в то время как радионаушники могут работать на расстоянии до 100 и более метров. Многие портативные устройства, включая смартфоны и MP3-плееры, могут работать с беспроводными наушниками по Bluetooth.

⇡#Несколько слов о гарнитурах

Наушники с микрофоном называются гарнитурой. Микрофон может отстегиваться, превращая гарнитуру в обычные наушники, может поворачиваться в сторону, когда он не нужен, а может быть жестко закреплен на соединительном кабеле устройства.

Компьютерная гарнитура может подключаться или напрямую к разъемам для наушников и микрофона на звуковой плате, или при помощи звукового USB-адаптера, который может идти в комплекте.

Многие известные производители наушников в последнее время стали выпускать специальные модификации своих проверенных временем моделей, наделяя их поддержкой устройств Apple. Такие модели, как Sennheiser MM 70i и Koss PRODJ200, обладают дополнительным микрофоном и пультом дистанционного управления для быстрого вызова некоторых опций смартфона. Впрочем, мобильные гарнитуры — это отдельный класс устройств с большим набором функций, рассмотрение которых выходит за рамки этого обзора.

⇡#Разбираемся в брендах

Несмотря на разнообразие представленных в продаже марок наушников, есть определенные имена, которые заслужили репутацию и пользуются спросом среди знатоков хорошего звука. Вот некоторые из «проверенных» имен: AKG, Beyerdynamics, Sennheiser, Audio-Technica, Grado, KOSS, Philips, Sony, Fostex, Denon, Bose, Shure и прочие.

Интересно, что очень многие компании предлагают десятки и десятки моделей наушников, но все эти разные наушники сделаны по похожей технологии, поэтому зачастую их «акцент» очень схож. Если вы сторонник классического рока, вам, возможно, понравится большинство моделей, выпускаемых фирмой KOSS, которые обладают ярко выраженным басом. Модели AKG славятся очень красивой детальностью высоких частот, а у наушников Sennheizer обычно относительно ровная АЧХ.

Если посмотреть на ассортимент, который предлагается любителям наушников, можно увидеть, что у каждого второго бренда есть в наличии десятки, а то и сотни моделей. Чтобы дать возможность пользователям лучше ориентироваться в своей продукции, многие известные производители используют определенные принципы маркировки товара. Яркий пример «умной» маркировки наушников — у немецкой фирмы Sennheiser. В названии этих моделей присутствует буквенный префикс, который может многое сказать о конструкции тех или иных наушников.

  • CX, а также серия IE — внутриканальные наушники;
  • MX — вставные наушники;
  • HD — классические наушники с оголовьем;
  • RS — беспроводные наушники, комплект база плюс наушники;
  • HDR — дополнительная пара беспроводных наушников;
  • OMX — вставные наушники с креплением типа «крюк»;
  • OCX — внутриканальные наушники с креплением типа «крюк»;
  • PMX — накладные или вставные наушники с затылочной дугой;
  • PXC — линейка наушников с системой активного шумоподавления;
  • PC — компьютерные гарнитуры;
  • HME — модели гарнитур, предназначенные для пилотов и экипажей самолетов и вертолетов.

А если в конце названия модели стоит индекс «i», значит, она поддерживает работу с устройствами Apple — включает в себя четырехконтактный штекер, микрофон на проводе и пульт для управления некоторыми командами устройства.

К наиболее популярным моделям наушников некоторые производители выпускают отдельно наборы амбушюр, которые можно докупить и самостоятельно заменить, если от времени оригинальные вставки потеряют свой внешний вид — потрескаются или сотрутся.

Источник: 3dnews.ru

Диапазон частот в наушниках и его значение.

Принято считать, что чем выше границы частотного диапазона, тем лучше качество звука. Но как мы знаем из учебника биологии — человек способен различать звук в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц. Тогда зачем производители различных аудиоустройств выпускают товары с частотами превышаемые слышимую область слухового аппарата человека в два-три и более раз выше.

Если в характеристиках частот понравившейся модели наушников вы видите значения превосходящие пределы слышимой области, скорее это плюс чем минус. Такие динамики способны работать не только в узком граничном режиме, но и имеют дополнительный потенциал, для более точной, без искажений передачи слышимых частот.

Размер динамиков и мощность наушников.

Диаметр динамика — это только его размер и не более того, но почему-то многие покупатели осознано или подсознательно убеждены во взаимосвязи величины драйвера (он же динамик) и качества звучания акустики.

Характеристика размер динамика лишена смысла, по сути это маркетинговая уловка рассчитанная на стереотип непросвещенного покупателя.

Мощность акустики — имеет значение при выборе. Этот параметр сообщает нам о выходной мощности динамиков и влияет на их громкость. Чем выше значение мощности наушников, тем звук «сочнее, ярче», басы больше, интерпретация точнее.

На что влияет чувствительность наушников?

Отвечу коротко — параметр чувствительность отвечает за громкость звука. При одинаковой мощности наушников, громче будут звучать те, чей показатель чувствительности выше. Ориентируйтесь на показатель чувствительности от 90 дБ и выше, такие устройства можно считать хорошими.

Что значит сопротивление в наушниках?

На что влияет сопротивление или что такое импеданс в наушниках? Данный технический параметр означает следующее: чем больше сопротивление (импеданс)
наушников, тем более мощный должен быть входящий сигнал, чтобы раскачать мембрану.

Таким образом для плееров и других портативных гаджетов приемлемое сопротивление наушников составляет 16-50 Ом. Более мощным наушникам с импедансом от 250 Ом потребуется источник звука мощнее обычного плеера, конечно они будут работать и от стандартного плеера, но мощного звука вы не получите.

Существует следующая закономерность, чем выше сопротивление, тем четче и чище звук. Поэтому низкоомные наушники могут передавать звук с искажением, а высокоомные не достаточно громко при невысокой мощности источника исходящего сигнала.

Хорошим выбором для портативного плеера и компьютера станут наушники с импедансом 32-80 Ом. Для более профессиональной работы в студии и т.п, сопротивление наушников может быть от 200 Ом и выше с использованием усилителей звука.

При выборе наушников, например для плеера учитывайте его мощность, на наушники с каким сопротивлением он рассчитан. Обычно портативные гаджеты предназначены для работы с низкоомными головными мониторами с сопротивлением в 32 Ом.

АЧХ — амплитудно-частотная характеристика наушников.

АЧХ — один из наглядных способов представления звучания головных мониторов в виде графика. Как правило это кривая на которой можно увидеть как передают частоты те или иные наушники. Чем меньше на графике резких изгибов и чем дальше проходит данная линия тем точнее мониторы передают исходный аудиоматериал. Любители басов по графику АЧХ могут понять подходят им эти наушники или нет, на графике в районе низких частот должен быть «горб». Чем выше простирается график, тем звук наушников громче.

Коэффициент нелинейных (гармонических) искажений.

В западной литературе обычно пользуются КГИ — коэффициент гармонических искажений, тогда как в отечественной литературе традиционно предпочитают КНИ — коэффициент нелинейных искажений. Это пожалуй единственный параметр по которому можно судить о качестве звука. Если вы стремитесь получить высокое качество звучание наушников, выбирайте модели с коэффициентом гармонических искажений менее 0,5%. Головные мониторы с показателем более 1% можно считать посредственными.

Очень часто вы не найдете данного показателя не на упаковке не на официальном сайте некоторых производителей, возможно производителю есть что скрывать, это повод задуматься. Так например широко разрекламированные наушники популярной среди молодежи модели Beats by Dr. Dre Studio имеет коэффициент гармонических искажений 1,5% на частоте 1кГц.

Если вы нашли данную характеристику в описании понравившейся вам модели, обратите внимание на то для какой частоты указан данный показатель. Дело в том, что коэффициент гармонических искажений не постоянен по всему спектру частот. Ввиду того, что человеческое ухо менее разборчиво слышит область низких частот, в низко частотном диапазоне допустимы гармонические искажения до 10%, а вот в области частот от 100 Гц до 2кГц — не более 1 %.

Лучшие производители наушников

Теперь вы знаете значение характеристик наушников и вряд ли купите «кота в мешке», но всё же я советую выбирать головные мониторы известных брендов, проверенных временем и зарекомендовавших себя с хорошей стороны.

Вот несколько надежных фирм: AKG, Beyerdynamics, Sennheiser, Audio-Technica, Grado, KOSS, Sony, Fostex, Denon, Bose, Shure. В модельном ряде данных производителей десятки моделей наушников, но как ни крути все они изготовлены по похожим технологиям, поэтому и их акценты очень схожи.

Любителям классического рока стоит присмотреться к моделям фирмы KOSS, они обладают ярко выраженным басом. Головные мониторы под брендом AKG славятся «красотой» — детальностью высоких частот. Наушники немецкой фирмы Sennheizer обычно имеют относительно ровную АЧХ, что свидетельствует о хорошей сбалансированности без заваливания и выпирания частот.

Что означают буквы в названии наушников?

Буквенный префикс в наименовании головных мониторов указывает на конструктивные особенности и некоторые технические детали модели.
Вот пример умной маркировки наушников фирмы Sennheiser:

  • CX, а также серия IE — внутриканальные наушники;
  • MX — вставные наушники;
  • HD — классические с оголовьем;
  • RS — беспроводные, в комплекте база и наушники;
  • HDR — дополнительная пара беспроводных наушников;
  • OMX — вставные с креплением типа «крюк»;
  • OCX — внутриканальные с креплением типа «крюк»;
  • PMX — накладные или вставные с затылочной дугой;
  • PXC — линейка наушников с системой активного шумоподавления;
  • PC — компьютерные гарнитуры;
  • HME — модели гарнитур, предназначенные для пилотов и экипажей самолетов и вертолетов.

Если в конце названия модели вы встретите индекс «i», то перед вами наушники способные работать с гаджетами Apple.

Итоговые значения главных технических характеристик головных мониторов должны быть следующие.

Хорошего вам дня и удачи в выборе наушников!

Источник: azzaron.ru

Наушники с высоким сопротивлением действительно дают лучший звук?

Да, правда. Как ни странно, высокоомные наушники — более простая нагрузка для источника звука. Это связано с тем, что на них подаётся меньший ток. (Помните закон Ома? I=U/R, где I — сила тока, U — напряжение на выходе источника звука, R — сопротивление наушников). Чем меньше сила тока, проходящего через усилитель гаджета, тем ниже уровень искажений.

Также высокое сопротивление снижает искажения от мембраны излучателя — она лучше контролируется и быстрее реагирует на изменения аудиосигнала. Такой эффект называется электрическим демпфированием. При его нехватке бас может срываться в гудение, а высокие частоты становиться грязными и сыпучими.

Высокоомные наушники звучат лучше

 

Так что, высокоомные наушники улучшат звук моего смартфона?

Нет, это не так. Чтобы высокоомные наушники раскрыли свои плюсы, им нужен мощный усилитель. Правда, сперва надо выяснить, какие наушники стоит считать высокоомными. Для этого понадобится сравнительная величина, относительно которой можно понять, насколько велико сопротивление наушников. Такой величиной является выходное сопротивление источника.

Любой смартфон или плеер имеет усилитель, через который звук подаётся на наушники. Все компоненты усилителя обладают собственным сопротивлением, а их совокупность образует выходное сопротивление источника.

Чтобы звучание наушников не искажалось, нужно их правильное согласование с источником. В этом нам поможет правило одной восьмой:

Выходное сопротивление источника должно быть менее 1/8 сопротивления наушников. Например, для 32-омных наушников выходное сопротивление должно быть не более 32/8 = 4 Ом. В противном случае в наушниках могут возникать заметные на слух искажения.

У современных смартфонов выходное сопротивление составляет не более 2 Ом. По правилу одной восьмой к ним можно брать наушники с сопротивлением от 16 Ом. Притом мощность их усилителей сильно ограничена, а максимальное выходное напряжение не превышает 1 В. Из-за этого они плохо справляются с нагрузкой выше 50 Ом — ухудшается проработка низких частот, может не хватать громкости. Такое сопротивление уже можно назвать высоким для большинства смартфонов.

Высокоомные наушники звучат лучше

Hi-Fi плееры тоже обладают низким выходным сопротивлением, но к ним допустимо брать и более высокоомные наушники — выходного напряжения в 2-4 В хватит, чтобы прокачать модели с сопротивлением до 100-120 Ом.

Очень высокое сопротивление (250/300/600 Ом) обычно встречается у студийных мониторов. Оно необходимо, потому что выходы студийного оборудования имеют сопротивление 20-50 Ом.

 

Что ещё учитывать при выборе: чувствительность

Обычно чем выше сопротивление наушников, тем ниже их чувствительность. Следовательно, требуется более высокое напряжение, чтобы вывести наушники на рабочую громкость. Маломощный усилитель тут не справится, а значит, добиться от такой связки достаточной громкости не получится. Для смартфонов лучше брать наушники с высокой чувствительностью (от 100 дБ/мВт). Если она ниже 95 дБ/мВт, скорее всего, наушникам потребуется мощный усилитель.

Однако низкое сопротивление не всегда означает, что наушники лёгкие на раскачку. Например, некоторые модели с планарно-магнитными излучателями могут быть низкоомными, но при этом чрезвычайно тугими. Так, MyST Ortophones при сопротивлении 18 Ом имеют чувствительность всего 77 дБ/мВт.

Высокоомные наушники звучат лучшеMyST Ortophones

Есть также исключения, когда высокоомные наушники обладают достаточной чувствительностью для использования со смартфоном. Пожалуй, самый «народный» пример — Koss Porta Pro. При довольно высоком сопротивлении в 60 Ом их чувствительность составляет 101 дБ/мВт, чего достаточно для современного смартфона. Но даже если громкости хватает, звучание всё ещё страдает от нехватки усиления, что в первую очередь сказывается на низких частотах — с более мощным источником их проработка будет лучше.

Высокоомные наушники звучат лучшеKoss Porta Pro

 

Что ещё учитывать при выборе: импеданс и конструкция наушников

На самом деле, вопрос сопротивления наушников сложнее, чем кажется на первый взгляд. Часто вообще нельзя точно сказать, низкое оно или высокое. И вот почему.

Наушники не работают на одной частоте, а воспроизводят весь слышимый человеком спектр. Поэтому у них сложное сопротивление, значение которого зависит от частоты — такая характеристика называется импедансом. Именно его указывают на коробках с наушниками, беря сопротивление для частоты 1 кГц.

В разных наушниках характеристика импеданса отличается. Например, в динамических и планарно-магнитных моделях импеданс линейный. То есть если на коробке написано, что он равен 32 Ом, то это справедливо для всего диапазона частот. Следовательно, снижается зависимость от источника, поскольку падение напряжения на всех частотах примерно одинаковое — АЧХ не будет искажаться от разного выходного сопротивления.

Высокоомные наушники звучат лучшеИмпеданс динамических Beyerdynamic DT 250 (250 Ом). Незначительный подъём сопротивления на низких частотах до 200 Гц. На остальном спектре импеданс линейный — зависимость от источника минимальна. Источник: Reference Audio Analyzer

Высокоомные наушники звучат лучшеИмпеданс планарно-магнитных HIFIMAN He-400 (35 Ом). Значение сохраняется на всём спектре частот, поэтому зависимость от источника минимальна. Источник: Reference Audio Analyzer

В арматурных наушниках импеданс нелинейный. Однодрайверные модели имеют подъём сопротивления на высоких частотах, что улучшает их контроль и не вызывает трудностей с подбором источника. У импеданса многодрайверных наушников множество подъёмов и спадов, а его неравномерность на всём диапазоне может достигать 100 Ом. Вот и получается, что на одной частоте они низкоомные, а на другой уже высокоомные.

Высокоомные наушники звучат лучшеИмпеданс арматурных Etymotic ER-4 (32 Ом на 1 кГц, 60 Ом на частотах выше 10 кГц). Высокий импеданс на ВЧ улучшает их контроль, что положительно сказывается на качестве звука. Источник: Reference Audio Analyzer

Высокоомные наушники звучат лучшеИмпеданс многодрайверных FitEar 335 DW (57 Ом на 1 кГц, 112 Ом на 3 кГц). На частоте 10 кГц значение импеданса всего 17 Ом — нужен качественный источник, чтобы избежать искажений на ВЧ. Источник: Reference Audio Analyzer

Именно многодрайверные модели ведут себя непредсказуемо с разными источниками, особенно если те обладают высоким сопротивлением на выходе — разница в падении напряжения на разных частотах увеличивает неравномерность АЧХ. К тому же такие наушники могут подчеркнуть нелинейные искажения источника, поэтому им нужен качественный Hi-Fi плеер.

Высокоомные наушники звучат лучшеВлияние разного выходного сопротивления на АЧХ FitEar 335 DW. Чем выше выходное сопротивление источника, тем сильнее искажается АЧХ. Источник: Reference Audio Analyzer

 

Выводы

В теории чем выше импеданс, тем лучше: наушники требуют меньше тока, снижаются уровень искажений и зависимость от источника. Нужно только учитывать мощность усилителя и чувствительность самих наушников.

В итоге для смартфона лучшим решением будут динамические и однодрайверные арматурные наушники с импедансом 16-50 Ом и чувствительностью от 100 дБ/мВт. С Hi-Fi плеером выбор уже шире — можно взять капризные многодрайверы или более высокоомные модели (до 100-120 Ом). В студии понадобятся мониторы с импедансом от 250 Ом, а к крутому домашнему усилителю подойдут тугие на раскачку планарно-магнитные наушники.

Сам по себе высокий импеданс ещё не гарантирует хороший звук — есть много других факторов, не затронутых в данной статье. Поэтому лучше выбирать наушники на слух, а не руководствоваться голыми цифрами. Тем не менее знание основы упростит выбор, ведь получится отбросить модели, которые однозначно не подойдут к вашему источнику. Иначе можно по незнанию взять к смартфону наушники хоть и низкоомные, но с низкой чувствительностью, и удивляться, почему звук такой тихий.

 

Автор текста: Артём Багдасаров

Источник: 

Источник: 4pda.ru

Открывая свое присутствие на GeekTimes мы решили начать с чего-то технического. А что лучше, чем провести беседу с известным экспертом в области технических измерений, задав разнообразные каверзные вопросы?

image

Мы задали множество вопросов основателю проекта Reference Audio Analyzer в России, Кузнецову Роману, известного под псевдонимом romanrex, автору множества статей, давно занимающегося измерениями аудиоаппаратуры.

Часть вопросов нам ранее задавали клиенты при консультациях и мы соответственно включили их в интервью.

Алексей: Какие характеристики самые важные у наушников?
Роман: Из тех, что обычно указываются на коробках, только сопротивление наушников (импеданс). Это единственная характеристика, на которую можно ориентироваться.

Алексей: А как же частотный диапазон?
Роман: Для измерений наушников нет единого «правильного» стенда. На сегодняшний день существует множество разных стендов у производителей наушников под разные задачи. Это относится и к разным методикам измерения характеристик со стендов.

Разные стенды дают разные АЧХ (Амплитудно-частотные характеристики). По одной методике граница диапазона должна быть определена:

  • По первой — по спаду в 1 дБ,
  • По второй – 60 дБ,
  • По третьей — что бы провал был не более 30 дБ на октаву.

Ни стенд, ни методика, ни стандарт на коробке обычно не указывается и цифры в виде 20 Гц-20 кГц могут означать что угодно. Довольно часто широкий диапазон можно увидеть либо на очень дорогих высококачественных моделях, либо на дешевых низкокачественных наушниках за 100 руб.

Разница АЧХ от положения микрофона на стенде
Разница АЧХ от положения микрофона на стенде

К сожалению, даже в рамках линейки одного производителя наушники измеряются на разных стендах по разным методикам и результаты между наушниками несопоставимы. Обычно цифры попадают на упаковку такие, какие нужны маркетологу. Все технические характеристики являются необязательными и их никто не контролирует. Некоторые производители не приводят никаких характеристик (Beats Audio, Bose), а другие их печатают только потому, что это делают конкуренты.

Алексей: Тогда характеристики совсем бесполезны?
Роман: Характеристики между собой можно сравнивать только в рамках одинаковых условий измерений с одного стенда. Сегодня в интернете существует несколько крупных баз измерений наушников, где можно сравнить характеристики одних наушников с другими. Зная, какой стенд использовался и как проводились измерения, можно оценить разницу между наушниками.

Алексей: А какие стенды самые правильные?
Роман: Нет ни одного 100% правильного стенда. Существуют как универсальные, так и специализированные под высокую точность измерения определенных характеристик. Например, была ситуация, когда надо было проверить разницу между правым и левым каналом у наушников с большими мягкими амбушюрами (Audez’e LCD-2). Амбушюры у наушников всегда влияют на посадку и ухудшают результат, хотя субъективно все эти различия ухо нивелирует.

Специальный стенд для измерения разницы в АЧХ между правым и левым каналов наушников Audeze
Специальный стенд для измерения разницы в АЧХ между правым и левым каналов наушников Audeze

У Audeze нельзя снять амбушюры — они приклеены. Для того, что бы правый и левый канал наушников оказался в одинаковых условиях для измерений, пришлось сделать отдельную выносную камеру. Линия АЧХ у этого стенда далека от субъективно воспринимаемой человеком, но зато точно показывает, разницу между каналами. В конкретном случае разница в АЧХ была ничтожна мала.

Специальный стенд для измерения разницы в АЧХ между правым и левым каналов наушников Denon D7000
Специальный стенд для измерения разницы в АЧХ между правым и левым каналов наушников Denon D7000

Но не только Audeze необходимо измерять без амбушюр, это правило относится практически ко всем наушникам, амбушюр снимается и производятся измерения через специальную камеру с микрофоном.

Для измерений АЧХ, близкой к воспринимаемой субъективно, необходим стенд максимально схожий с головой человека. Однако в ученом мире нет согласия, где должен располагаться микрофон, сломано много копий, а ответа нет. Теоретически, микрофон, расположенный у барабанной перепонки обязан давать более правильный результат, с резонансом в районе 2-5 кГц из-за слухового канала. Стенд с расположением микрофона у входа в слуховой канал не дает резонанса и теоретически менее правильный. Слушатели же указывают, что полученные АЧХ от стенда с микрофоном у слухового канала более близки к тому, что они слышат, но при этом 100% попадания нет. Это и не удивительно, ведь у каждого форма ушной раковины уникальна.

Стенд HDMX

Сейчас в проекте Reference Audio Analyzer готовы стенды нового поколения, в которых достигнута высокая точность акустического демпфирования. Для настройки новых стендов наушники измерялись на живой голове человека, с закрепленными микрофонами. Результаты нового стенда полностью совпадают с “живыми” результатами.

Была возможность сравнить результаты тестовых наушников от стандартизированного искусственного уха от Brüel & Kjær. В стандартизированном стенде используются внутренние камеры для создания акустического демпфирования эквивалентное живому уху. Результат при этом оказался не таким близким к живому уху, нежели у нового стенда RAA HDM-X.

Анатомическая точность ушных раковин из мягкого материала
Анатомическая точность ушных раковин из мягкого материала

У стенда с ушными раковинами неизбежно страдает параметр разницы АЧХ между правым и левым каналом.

Стенд нового поколения RAA HDM-X
Стенд нового поколения RAA HDM-X

Алексей: Хорошо, а каких характеристик достаточно, чтобы определить качество?
Роман: К сожалению измерить можем лишь часть параметров. Существуют разные методики определения качества, например есть хороший тест FSQ, который разработан Акустическим центром кафедры Радиовещания и электроакустики московского технического Университета связи и информатики (МТУСИ). Субъективно идет оценка порядка 14 основных параметров, где АЧХ АЧХ прямо или косвенно охватывает 3-4 параметра. Ряд других параметров можно измерить, но нет внятной психоакустической модели. Какие-то параметры измерить можно, но с большим риском повреждения наушников (например перегрузочную способность), а какие-то параметры требуют слишком трудоемких тестов, длительных по времени и сложных в обработке. По этой причине характеристики служат дополнением или дают сделать взвешенный выбор под конкретные условия эксплуатации наушников.

Еще важно распределение приоритетов между характеристиками. Когда-то считалось, что ровная АЧХ — это залог качества. Позже стало ясно, что это ошибочное представление, т.к. в погоне за ровной АЧХ в жертву приносились остальные параметры.

Все характеристики — это вспомогательные данные, к оценке которых надо подходить осторожно.

Алексей: Но чем больше параметров, тем больше можно сказать о том, как наушники звучат?
Роман: Безусловно, хотя часто возникает путаница и подмена понятий. Ведь измерить мы можем не только то, что связано напрямую с субъективным восприятием, но и то, что к звуку прямого отношения не имеет. Например, по виду импульсной характеристики определяется фазировка и наличие/отсутствие высокочастотного резонанса. Но ряд воинственных аудиофилов пытаются увидеть на импульсе “скорость” и “атаку”, что применимо только к усилителям с ровной АЧХ и неприменимо к наушникам с неравномерной АЧХ. Несмотря на название «скорость», это не заменяет определения атаки из психоакустики. Это как характеристика для автомобиля, где расположен двигатель, впереди или сзади. И по аудиофильскому подходу лучшими “быстрыми” автомобилями оказываются гоночный болид формулы 1 наравне с “запорожцем”, а в худших “Жигули”, “Mercedes” и “Bentley”.

Алексей: Если мало какие параметры можно измерить, то стоит ли вообще этим заниматься?
Роман: Та часть параметров, которую можно измерить может существенно помочь в конечном выборе продукта. По АЧХ мы можем делать выбор между «более» басовитыми или «светлыми» наушниками, где для сравнительного анализа достаточно послушать одну из моделей. По чувствительности наушников можно спрогнозировать, достаточно ли мощности у усилителя плеера для конкретных наушников.

Алексей: Т.е. не стоит ожидать простой системы рейтингов по качеству?
Роман: Единственно верной и подходящей для всех без исключения системы рейтинга существовать не может. Но есть свежая наработка рейтинга, где на основе технических данных измерений могут спрогнозировать ряд рекомендаций для условий экплуатации. Будет что-то вроде «рейтинга со звездочками» применения наушников для разных целей. Модель основана на статистических данных более 500 моделей наушников и 100 усилителей и соответственно обладает достаточно высокой точностью.

Алексей: А что нужно для того, что бы начать измерять наушники, какое оборудование?
Роман: Стандартизированное оборудование под измерения наушников довольно дорогое и если не стоит задача надувать щеки, то можно начать с недорогих измерительных микрофонов и конструкции плоского стенда. Большая часть проблем на раннем этапе будет связана не с оборудованием и ПО, а опытом, где важно отличать, прошел тест корректно, или нет. Из ПО можно порекомендовать RMAA и ARTA.

После того, как приобретен опыт можно определится, идти вперед в развитии стендов или нет. На производстве оборудование строго разделяется на «проборы» и «индикаторы». Приборы попадают под определенный стандарт (у нас в ГОСТ) и результаты имеют юридическую силу. Индикаторы могут быть на несколько классов выше по точности в сравнении с приборами, но не иметь юридической силы. Внесение оборудования в ГОСТ – дорогостоящее удовольствие и при малых тиражах можно наблюдать космические цены. Для того, что бы закреплять результат при моддинге наушников, гонка за стандартизированным оборудованием выглядит неоправданно дорогой.

Микрофон Bechringer ECM8000 и капсюль Panasonic WM62
Микрофон Bechringer ECM8000 и капсюль Panasonic WM62

Из микрофонов можно начать с популярного Behriger ECM8000 и практически любой звуковой карты с поддержкой фантомного питания и ASIO. Позже или сразу можно докупить микрофонных капсюлей, например Panasoinc WM62, каждый из которых стоит по $1-2 и делать измерения с них, калибруя или проверяя их работоспособность через ECM8000.

Конструкция плоского стенда очень проста, и в интернете зачастую можно будет найти результаты аналогичных наушников и соответственно прикинуть, насколько измерения получились корректными. Но определенные расхождения все равно будут, т.к. банально все используют разные усилители, а согласование полного выходного сопротивления усилителя и импеданса наушников меняют АЧХ. В RAA например это влияние компенсируется и результат соответствует измерению от «идеального» усилителя с нулевым сопротивлением. Ни один софт сегодня такую компенсацию делать не умеет.

Алексей: А есть ли учебники или другие материалы по измерениям?
Роман: К сожалению, нет, как и нет кратких инструкций. Иногда приходят вопросы в стиле «у меня есть E-MU1616m, скачал RMAA, как мне измерить качество …». На вопрос, в чем затруднения: в RMAA или настройкой E-MU1616m, приходят потрясающие ответы: «да я еще и не запускал RMAA – слышал только, что ей можно что-то измерить, расскажите мне, что и как…». Тут можно сказать только одно, если нет реального желания в саморазвитии, то забудьте об измерениях сразу. Достаточно хорошее оборудование, годное для измерений есть у многих, но измеряют единицы, т.к. все здесь упирается в опыт. Это как взять в руки скальпель и наивно полагать, что превратился в хирурга и полностью готов для проведения настоящей операции. Освоение требует постепенной практики. Надо делать шаг за шагом. Отдельные ответы на разные вопросы давно есть в сети.

Алексей: В последнее время были ли какие-то прорывы в области измерений наушников?
Роман: Кардинально новых тестов за последнее десятилетие не появилось, но и раньше наушники за пределами производства практически никто не измерял. Сегодня же это делают несколько СМИ, плюс существуют отдельные базы измерений наушников.

АЧХ M-Audio IE-40(UltimateEars TripleFi 10)
Яркий пример, как меняется АЧХ M-Audio IE-40(UltimateEars TripleFi 10) с усилителем как у Colorfly C4 Pro и с большинством усилителей от звуковых карт с постоянным сопротивлением около 20 Ом.

Отдельным прорывом считаю популяризацию взаимосвязи импедансов наушников и усилителя, где проявляется изменение АЧХ. В мире акустических систем это никак не исследуется, т.к. по умолчанию всегда у усилителей высокий демпинг-фактор. У усилителей же для наушников ситуация совсем иная. На текущий момент показать взаимосвязь не может ни один софт, а RAA — это первый программно-аппаратный комплекс, в котором это есть.

Алексей: Но RAA же недоступна для свободного использования?
Роман: Верно, ПО не имеет «коробочной» версии, и на текущий момент тесно связано с текущими стендами. Планируется открыть On-Line сервис с интерактивной моделью графиков. Развитие как коммерческого проекта на текущий момент целесообразным не выглядит.

Алексей: А можно ли что-то дать на измерения и сколько это стоит?
Роман: Да, со мной всегда можно связаться и если у меня рабочий график не перегружен, то могу провести измерения. Для обычных аудиолюбителей это совершенно бесплатно.

Алексей: Были ли случаи, когда измерения пригодились за пределами профессиональной деятельности?
Роман: Да, конечно. Совсем недавно при попытке купить задешево с рук Sennheiser ie 800, измерения на месте показали, что у продавца была подделка Sennheiser ie800. Измерения уберегли от напрасной траты денег.

Алексей: Что можете пожелать читателям?
Роман: Желаю не зацикливаться на каких-либо характеристиках, а больше слушать своими ушами. И искать не эталонные наушников, а те, которые отвечают поставленным задачам. Если задача — слушать музыку, то искать те наушники, которые дарят удовольствие от прослушивания, а не правильный, но неприятный звук. Благо, сейчас не проблема послушать наушники до покупки, по крайней мере в магазинах Москвы и Санкт-Петербурга в Soundpal. А как лучше всего слушать, наверно тема отдельно интервью.

Алексей: Спасибо за ответы, думаю, что со временем у нас появятся новые.
Роман: Буду рад ответить.

Считаете, что какие какие-то темы остались за кадром? Присылайте нам вопросы или пишите в комментариях.

Источник: habr.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.